Цель: формирование экологического мышления, навыков бережного отношения к природе и ее ресурсам, эстетического вкуса, а также развития познавательных, творческих и исследовательских умений
Задачи:
- систематизировать знания о природе Селигерского края;
- совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий, эстафет;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, её традициям; чувство товарищества.
Оборудование: карта Селигерского края, иллюстрации природы Селигера; канат, обручи, искусственные деревья, муляжи грибов, рыбы; корзинки, два зонтика.
Действующие лица:
Взрослые: ведущий, рыбак.
Дети: Ёжик, медведь, девочка Таня.
Место проведения: музыкально-спортивный зал.
Предварительная работа:
- туристический поход на остров Кличен
- изготовление муляжей рыбы, грибов
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни «С чего начинается родина»
Ведущий: Ребята, послушайте стихотворение:
Жура-жура-журавель,
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
А вы знаете, как называется наш родной край?
Дети отвечают
Правильно! Наша малая родина - Тверская область. В центре России, между Москвой и Санкт-Петербургом, есть край глубокой, нетронутой тишины. Среди лесных холмов, блестя на солнце, лежат бесконечные голубые плесы. Озеро Селигер! Так называется весь этот край.
Селигер!
Не в твоих ли протоках, заливах…
Затаилась красавица Русь.
Дети:
Сторона моя родная,
Селигерская страна.
Земляничная, грибная,
Добрым солнышком полна.
Облик твой неподражаем,
Нежен цвет лесной чадры.
Земли здесь неурожайны,
Но зато сердца щедры.
Ведущий: Ребята, а как называется город, в котором мы живем?
Дети отвечают
Ведущий: Правильно, Осташков. Когда смотришь на Осташков издали, со стороны озера, то, кажется, что город будто поднимается из воды.
Город причудливо странный
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзией здесь.
Город восточная сказка!
Город – российская быль
П. Вяземский
Дети
Цвет города.
У городов, как у людей,
И цвет, и облик свой.
Осташков в памяти моей-
Зелено-голубой.
Кругом деревья и цветы,
У памятника – сквер…
И воплощение мечты –
Красавец Селигер.
Поднялся город над водой,
Купаясь в синеве,
И сам любуется водой
В озерной глубине.
Ведущий: Давайте отправимся в путешествие по родному краю. Вы согласны? Но сначала давайте посмотрим на карту нашего Селигерского края. Сегодня я предлагаю вам стать туристами и отправиться в поход. А вы знаете, кого называют туристами?
Дети отвечают
Ведущий: Правильно, туристы – люди, которые любят путешествовать, любоваться красотой природы, исследовать неизвестное, для этого им надо быть сильными, ловкими и выносливыми, и дисциплинированными. А чтобы нам не заблудится, мы возьмем с собой компас.
И первое задание: Кто быстрее построится.
Ведущий:
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт
(дети маршируют)
По тропинке в лес заходим,
руки за спину кладём, и по брёвнышку идём.
(ходьба по канату)
Группой по лугу шагаем
Вдруг болото мы встречаем.
(прыжки с кочки на кочку)
Дальше к лесу мы идем
И корзинки достаем.
Нам и лето, нам и осень –
Чудеса всегда приносят.
А грибы что дарит лес, -
Это чудо из чудес.
Дети
«По грибы»
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы.
И пенек с опенками
Под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною.
Ведущий: А какие ягоды растут в лесах Селигерского края?
Медведь: Кто тут собирает мои ягоды и грибы? Я - хозяин леса!
Ведущий: Мишка не сердись. Наши ребята путешествуют по Селигерскому краю, и хотят знать какие ягоды и грибы растут в наших лесах. А еще они очень любознательные и хотят узнать какими важными делами занимаются медвежата в лесной чаще
Медведь: А я вам сейчас все покажу.
Медвежата в чаще жили, - дети изображают походку медвежат
Нежно, радостно дружили, , - дети приветствуют друг друга,
Вот так, вот так, - пожимают друг другу руки,
Медвежата те дружили. - обнимаются
Мишки фрукты собирали, - поднимают руки вверх
Дружно яблоньку качали - наклоны туловища вправо, влево
Вот так, вот так,
Дружно яблоньку качали.
Вперевалочку ходили - дети ходят вперевалку
И из речки воду пили. - наклоны вперед, руки сложены за
Вот так, вот так. спиной
И из речки воду пили.
А потом они плясали, - дети делают прыжки с высоким
К солнцу лапы поднимали. - подниманием колен
Вот так, вот так,
К солнцу лапы поднимали.
Медведь: Молодцы! А сейчас мне пора возвращаться в лесную чащу. До свидания, смотрите не заблудитесь.
Ведущий: А у нас есть компас. Ребята, а кто еще из зверей любит грибы?
Дети отвечают
Появляется ёжик
Ёжик: Раз грибок, два грибок, все кладу я в кузовок.
Игра «Ёжик в лесу»
Дети – «грибы» водят хоровод и читают стихотворение
Грибничок колючий
Живет в лесу дремучем.
Раз грибок, два грибок –
Вот и целый кузовок!
Ёжик:
Я по лесу иду,
В кузовок грибы беру,
Раз-два, не зевайте,
От меня вы убегайте!
Все бегут врассыпную, а «Ёжик» их ловит
Ведущий: Ёжик насобирал много грибов. Давайте скажем ёжику до свиданья. А нам нужно отправляться дальше в поход.
Селигерский край- это край озер и рек. И мы сейчас поиграем в игру.
Игра «Ручейки и озера»
Дети играют в игру: по команде «ручейки» дети двигаются змейкой, по команде «озера» встают в круг
Ведущий: Мы пришли на большое озеро. В наших реках и озерах водится много разной рыбы. А на гербе нашего города изображены три ерша. Ребята, а какие еще породы рыб водятся в наших Селигерских водах?
Дети называют породы рыб
Ведущий: А вы знаете, как ловить рыбу? Мы сейчас поиграем в игру.
Игра «На рыбалке»
Удочку мы поднимаем, - дети поднимают руки вверх
В воду леску мы бросаем, - опускают руки резко вперед - вниз
Ой, ловите, ой, ловите, - имитируют движения,будто тянут на себя улов
Рыбку вы не упустите, Что за рыба, покажите, - разводят руки в стороны
Может, это щука?
Посмотрите, ну ка…
Выходит рыбак
На рыбалку я иду,
Удочку в руках несу.
Буду рыбу я ловить
И уху себе варить
Рыбак: Много-много рыбы в Селигерском крае. Вот сейчас буду ловить.
Игра «Удочка»
«Рыбак» встает в центр и говорит - «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» С этими словами он осторожно вращает шнур, с привязанным к нему небольшим грузом, так, чтобы он при вращении попадал под ноги детей. Задача детей – подпрыгнуть, чтобы шнур прошел под ногами.
Рыбак: Что-то мало наловилось рыбы
Ведущий: Ребята, давайте поможем рыбаку наловить рыбы.
Эстафета «Кто больше соберет рыбы»
Рыбак: Вот спасибо. Помогли. Теперь я смогу сварить себе ухи. А вы знаете, что такое уха?
Дети отвечают
Ведущий: А сейчас давайте отдохнем, посидим возле костра, послушаем птиц и звуки природы.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
В лес приходит девочка, мусорит и ломает ветки.
Ведущий: Ребята, разве можно так себя вести в лесу? Давайте уберем эту красивую лесную поляну и научим девочку Таню правильно вести себя в лесу.
Эстафета «Собери мусор»
Ведущий: Лес мы убрали от мусора, а теперь нам пора возвращаться домой. В лесу прошел дождь. А у нас только один зонт на каждую команду. Необходимо добраться домой так, чтобы под зонтом находилось не более двух человек.
Возвращаемся домой,
Напустился дождь грибной!
Зонт один – а нам семьёй
Нужно всей попасть домой.
Эстафета «Под зонтом»
Ведущий: Вот так под одним зонтом и вернулись мы домой.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы узнали много нового и интересного о нашем родном и красивом крае